ЛИИМиздат - библиотека самиздата клуба ЛИИМ

ПОИСК ПО САЙТУ

 

ЛИИМИЗДАТ

Скоро в ЛИИМиздате

Договор издания

Книга отзывов

Контакты

Лит-сайты

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

Арт-салон

Муз-салон

Конференц-зал

ПРИСТРОЙКИ:

Словарь античности

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Кочурова Ольга

Капельки жизни

(наедине с душой)

1 2 3 4 5 6 7

***

Сегодня воскресенье. Черная тоска грызет и точит сердце. Хожу, делаю дела, улыбаюсь, а ощущение внутри нереальности своего существования. Посмотрела в окошко, когда готовила обед на кухне, и вспомнила его бегущим по нашей дорожке. Он приходил обедать домой, его походка была легкой и стремительной. Ненаглядный ты мой, дорогой человек, жаль тебя, всех нас. От этой гадюки-жалости хочется реветь, как белуге. Усилием воли возвращаю себя к действительности. Надо кормить ребятишек. А завтра – новый день, новые хлопоты. Но сначала надо уложить детей спать, а перед сном почитать сказку. Такая вот наша семейная традиция. Читаю нынче им изумительные сказки Памелы Трэверс «Мэри Поппинс». Собрание сказочной философии или философских сказок. Кошка, которая смотрела на короля, утверждала, что ни в чем нельзя быть уверенным до конца в этом мире.

 

***

Эта мысль перекликается со строками стихов Тютчева: «Нам не дано предугадать, чем наше слово отзовется». Каждый философ, мыслитель, а тем более политик, должны с особой осторожностью выдвигать свои идеи и гипотезы. Не все то, что изрекается и утверждается, есть настоящая истина. Макиавелли выдвинул теорию: «Цель оправдывает средства». Через четыре столетия после его смерти этой теорией будет оправдываться гибель миллионов людей. Государство превратилось в адскую машину, перемалывающую судьбы, как черный уголь, горящий жарким пламенем в печке. В чем же смысл этой мясорубки? Зачем погибло колоссальное число людей? Если в этом мире все имеет свой смысл, то в чем смысл этих жертв?

Сомневаюсь в том, что человек — разумное существо, потому как своими действиями он вредит сам себе, своему потомству, природе, без которой человек не может существовать. Не может человек жить без воздуха, без воды, без зеленой листвы. Но все это губится безжалостной рукой. Где же разум человека? Пчелы, муравьи, дельфины, собаки, любые букашки более разумны, ибо они не уничтожают себе подобных, но оберегают свое потомство.

 

***

Идет противопоставление природы и культуры, то есть того, что создано разумом и руками человека. Но ведь человек вышел из лона природы. Значит все, что создано человеком, создано самой природой. Нет абсолютно никакой уверенности в том, что человек собственной волей вершит свои дела. Очень многое совершается неосознанно, в таком состоянии, когда человек не может руководить сам собой, и он не может объяснить, почему поступил именно так, а не иначе. Откуда приходит, рождается та и или иная мысль? Например, в данный момент не могу объяснить, почему не сплю, а делаю записи. Чья воля водит в настоящий момент моей рукой? Много другой работы, но все откладываю, беру в руки перо и пишу. Почему душу мучает непонятное, неясное томление? Почему при хорошем раскладе в жизни вдруг случаются приступы депрессии? Почему среди известных философов нет женщин? Или их просто отбросила история?

 

***

Прошел год. Особых перемен в нашей жизни нет. Сердце щемит, когда вижу счастливые супружеские пары. Я прощаюсь сама с собой, с той, что жила весь этот год после трагедии. И иду навстречу тоже самой с собой, но вот какой я буду новой еще неизвестно. У детей прошли выпускные мероприятия в детских садах. Осенью они уже пойдут в школу. Жизнь тем и интересна, что все течет, все изменяется. Случаются всякие сюрпризы: приятные и не очень. Жаль, что подчас просто не замечаем то хорошее, что бывает буквально под носом, считаем, что так и должно быть, а неприятности всегда бьют по нервам, которые оголены.

 

***

Сильно я изменилась за этот год, очень сильно, порою даже сама себя не узнаю.

 

***

На работе одна сердобольная женщина предложила мне познакомиться со своим родственником. Имела глупость пригласить его в гости. Ребятишки, как только увидели мужчину в нашем доме, то прилипли к нему, как смола. Боже мой, как же истосковались бедные дети по папе, по его ласке, в их сердечках вспыхнула надежда, что чужой дядя сможет стать для них родным. Еще ни в чем толком не разобравшись, стали называть его папой. Он с ними хорошо общался, поиграл даже. И я решила сойтись с ним, хоть и вид его не совсем внушал доверие. Ровно через неделю совместного нашего проживания он угодил в больницу с язвой желудка. (Оказалось, что не равнодушен к спиртному). Три недели ходила к нему, звонила, носила передачи, строила планы насчет нашей жизни после его выздоровления. Но, выписавшись из больницы, новоиспеченный сожитель, даже не попрощавшись со мной, уехал в деревню, к родне, при этом даже умудрился обокрасть маленького ребенка, увезти его кроликовую шапку-ушанку. Так что моя попытка выйти замуж закончилась полным фиаско. Я отчетливо поняла, что мои дети, кроме меня самой, не нужны никому и больше уже не делала подобных попыток, чтобы лишний раз не травмировать своих кровиночек.

Я долго не могла понять, зачем этот мужчина затеял со мной такую нечестную игру. И только через несколько лет одна наша общая знакомая рассказала мне, что якобы под свадьбу со мной он просил деньги взаймы у своих родственников, но номер не прошел. Родня уже хорошо его знала как человека, не отдающего долги. На своем печальном опыте пришла к выводу, что современный мужчина бальзаковского возраста знакомится с вдовами для того, чтобы взять, чтобы поиметь выгоду для себя. И, дорогие женщины, смотрите правде в глаза, ни о какой романтике с ними не стоит мечтать. Стройте отношения на сугубо меркантильной основе, заключая договор или контракт, оговаривая для себя все привилегии. Урок для меня получился очень болезненный, и окончательно дошло до сознания, что поднимать детей мне придется, рассчитывая только на свои силы.

 

Как много женщин
Всяких разных возрастов,
И очень мало мужиков
Надежных, сильных, добрых...
Их люди в куртках черных
Забрали в ночь, в тюрьму,
И под расстрел, и на войну.
Пропали в жутких лагерях,
На трассах, высоко в горах.
А кто-то просто спился,
Бомжует, роется в помойке,
А тот, хоть многого добился,
Убил он душу в перестройке…
Растратил душу в перестройке…

 

***

Сгорел домик на даче… Строили его, строили, и все обратилось в пепел. Ой, и страху же натерпелись! Жаль своих героических усилий, жаль сгоревшего труда любимого. А теперь думаю, что зря так расстраивалась. Нам выплатили страховку и на эти деньги купили готовый домик-контейнер, поставили на место прежнего. Так что все в этом мире можно исправить, только нельзя вернуть того, кто ушел в мир иной. Это единственное, что не поправишь.

 

***

Прошли знаменательные события — у ребят выпускные мероприятия в детских садиках. Сын прочитал стихи о книге, держался скромно, на игры не просился. Когда выступал, то сильно волновался. А доченька была уверена в себе, командовала остальными детьми. Мы сшили для нее яркое голубое платьице с белой отделкой, и она чувствовала себя в нем настоящей принцессой. На чаепитие испекла вафли. Все остались довольны.

 

***

Все больше убеждаюсь: главная правда утраты в том, что уже нельзя ничего изменить, нельзя ничего вернуть, исправить. Приходится лишь смиряться и просить прощения у того, кто ушел, в надежде, что его душа тебя слышит, в надежде на встречу в ином мире, времени, в ином измерении.

 

***

Странное чувство, будто нырнула в речку с ледяной водой и жду: либо меня утянет на дно, либо всплыву навстречу солнышку. Но как долго я буду под водой?

 

Тишина, тишина,
В целом мире одна
Погружаюсь до дна
Я в тебя, глубина.

Никого, никого,
Нет вокруг никого,
Совершенно одна,
Я в тебе, тишина.

 

***

Родной мой, милый, любимый. Столько времени уже прошло, дорогой, а ты так и не вернулся. Как бы ты сейчас радовался, глядя на своих детей, гордился бы ими. Я сильно изменилась: постарела, подурнела. Чем больше проходит времени, тем больше я люблю тебя, тем больше преклоняюсь перед тобой, тем больше хочется, чтобы ты вернулся домой. Хоть бы весточку какую-нибудь подал, хоть бы снился мне почаще.

 

***

Сегодня День Святого Валентина. В этот день думаю и вспоминаю о тебе, мой родненький. Только ты любил меня всем сердцем, только ты. И если твоя душа жива там, на небесах, то услышь меня. Пусть моя любовь согреет тебя. Пусть тебе будет хорошо и успокоится душа твоя, мой родной. С Днем влюбленных тебя. Я дарю тебе свое сердце. Образ твой всегда со мной. Сын твой — плоть и кровь твоя, дочь твоя — плоть и кровь твоя. Они твое продолжение на этой земле, твой след. И ради них хочется быть сильной.

 

***

Прочитала, что люди пишут дневники для того, чтобы их кто-нибудь читал. Меня эта мысль удивила, но потом поняла: человеку необходимо поделиться с другими опытом своей души. Поняла, что мне действительно хочется, чтобы кто-то прочитал мои мысли, тот, кто воспринял бы их всерьез, без критики. Ибо мой дневник — это боль моя, тоска и одиночество мое.

 

***

Лукавлю. В действительности, я не одна. Во мне постоянно идет беседа, идут диалоги. В чем-то себя убеждаю, что-то доказываю сама себе. Одно существо во мне воспитывает другое. На одиночество грешно жаловаться. С самим с собой человеку не должно быть скучно. Так и плыву вдоль по реченьке-жизни, и река та впадет в океан другой жизни, другого мира, другой сущности. В том другом уже так много дорогих и близких мне людей.

 

***

И все-таки тяжко вариться в собственном соку. Хочется встретить человека, которого бы заинтересовало мое бытие в этом мире. Топчутся, толкутся, сшибаются друг с другом мысли, что-то исходит из глубины души.

 

Я еду к тебе навстречу,
Просить у тебя прощение,
Холодные ливни хлещут,
Дорога моя – одоление.

Одоление вины пред тобою,
Мало тебя я любила,
Ты уплыл за морскою волною,
А мне судьба отомстила.

 

***

Преклоняюсь перед Провидением, которое подарило мне встречу с философией. Жить стало намного легче и просторнее. Перед оком мироздания душа расширяется, впитывает в себя все: запахи, краски, фигуры, линии. Малевич нарисовал черный квадрат, как окно в иной мир. Мне же хочется нарисовать черный круг, как символ глаза, который вглядывается в наш мир. В квадрате — углы, которые разрезают пространство, создают напряженность и рассеченность. Круг, овал — мягкость, плавность и женственность, сама материя. В природе нет квадратов. Звезды, планеты, семена, яйца имеют мягкий, плавный абрис. Черный цвет — тайна, глубина и величие. Но глаза бывают не только черного цвета. Красный глаз — глаз хищника в ночи. Зеленый — огонек надежды и спасения. Голубой — чистоты, любви, красоты. Черный — мудрость и величие, в нем объединено все: все краски, все совершенство. Черный глаз упрямо смотрит в самую суть человека и строго вопрошает его: все ли дела твои благостны и честны, все ли помыслы чисты и справедливы, нет ли в них корысти?

Фантастичны мысли русских философов-космистов. Они утверждают, что настанет такой момент, когда все умершие люди воскреснут. Постигнуть это трудно, но безумно интересно.

 

***

Дома — печаль и тоска. Сильно болеет кот Марсик. Не знаю, выживет ли он или нет. Давали ему лекарства, так изо рта пена пошла. Он сильно сопротивлялся и вонзил коготь в мой палец, побежала кровь. Дочь достала касторовое масло, делаем ему клизмы пипеткой. Съел наш котик птичку, которая случайно через форточку залетела в наш дом. Да, все началось с птички… Бедная, нашла свой конец в зубах кота, и теперь он мучается.

 

***

Сегодня утром даже смотреть не могла на Марсика. Мама посмотрела на него и сказала, что его всего трясет. Вот тебе и птичка, сгубила нашего котика. Ветеринарный врач сказала, что у него весь животик забит перьями. И все наше лечение не пошло ему на пользу.

 

***

Вот и скончался наш Марсик. Положили его на синий халат и в коробку. Прикрыли полотенцем. Сын похоронил его на болоте. Поплакали все вместе. Стало так пусто… Он любил меня, всегда ждал с работы, тянул навстречу свою мордочку. Спал в ногах, встречал по утрам наше пробуждение, старался лечить мои уши, ложился возле головы — теплый, пушистый комочек жизни… Мы потеряли любимое существо.

 

***

Утро. Все еще спят, а мне уже не спится. Уходят в небытие люди, животные, а мы еще остаемся. Скоро встану с постели, и буду жить дальше. Как бы кто не болел, надо ухаживать за ним с любовью и надеждой, выполнять все предписания врача. И не следует думать, скорей бы он отмучился, потому как конец и есть конец, дальше — пустота и темнота…

 

***

Прошло 10 лет. Дети уже скоро окончат школу, и у них впереди будет новая жизнь. Замуж не вышли ни я, ни моя сестра. Живем в заботах и хлопотах, чтобы как-то выкарабкаться из трясины перестроечной экономики. Иногда накатывает невыносимая усталость. Хочется куда-нибудь уехать, убежать. Идти, идти, идти по дороге все дальше и дальше, сколько хватит сил, а потом присесть под дерево и дождаться своего конца, чтобы дерево было большое, раскидистое, ствол толстый, морщинистый. Я бы гладила его рукой, смотрела на струи ветвей дерева, и с радостью ждала своего конца. Пробежало 10 лет, мне уже 40, а волны трагедии все еще накатывают, захлестывают и захлестывают нас. Память берет за горло. Я так и не дождалась встречи с тем, кто полюбил бы меня так же сильно, как любил муж. Красота и молодость уходят безвозвратно, хочется просто душевного покоя, чтобы у детей все было хорошо.

 

Боль, тоска и бессонница мучают,
И безжалостна ночью Луна.
Заскользила слеза дорожкой плакучею,
Как холодная капля она…

И всё – мысли, и думы-раздумья
О превратностях разных судьбы.
Где ты, добрая фея-колдунья?
Подари мне секрет ворожбы.

Чтобы боль улеглась и утихла,
Поиграй колокольчиком мне,
Чтобы музыка тихо возникла,
Зазвучала на чистой волне…

Ночь уходит, светлеет рассветом окно,
И качаются гибкие ветви.
Я сыграла с собою, как в казино:
Выигрыш вряд ли мне светит.

Но Надежда живет и не иссякает
Веры лучистый свет.
Забота о ближнем, Любовь нас спасает,
Наверное, в этом секрет.

 

***

«Перестройка — злая баба...» – услышала недавно припев знойной песенки, и все внутри всколыхнулось, все вспомнилось и все ужаснулось, как же смогли выдержать, как же смогли пройти... Да, выдержали, и детей вырастили, и высшее образование дали обоим. Что это нам стоило, ведомо лишь одному Господу Богу... Моя мама — учительница русского языка с солидным стажем. Она умела великолепно ставить грамотность слабым ученикам, и после выхода на пенсию занялась репетиторством, чтобы помочь своей обездоленной дочери, имевшей плохой слух и двоих ребятишек на руках. Это дело у нее шло хорошо, но, как и в любой работе, имелись свои трудности и заморочки. Вытянуть двоечника на четверку — это каторжный труд, ей приходилось ломать лень ребенка, переделывать его сущность, чтобы добиться результата.

И вот замечтала учительница поработать с нормальными, успевающими учениками и возникла идея организовать частную школу. Вроде бы народу дали волю развивать свое дело, проявлять инициативу и предприимчивость.

Я ее поддержала, хотя было страшно, но подумала: «Все ведь сейчас стремятся как-то устроиться в этом новом времени. Чем мы хуже других, надо тоже пробовать...» Если бы представила себе хоть сотую долю трудностей, которые выпадут на нашу долю, то вряд бы рискнула.

Задним числом понимаешь, что эта была авантюра чистейшей воды. Как без всяких связей, без стартового капитала, без помещения мы решились на это дело? Рассчитывали на свой ум и способности. Кое-что делать умели. Самое удивительное было то, что после подачи объявления о наборе в частную школу, не было отбою от желающих. Наша идея оказалась востребованной. И родилась частная школа «Зеленый росток». Конечно, без помощи родителей ничего бы у нас не получилось. Именно они, желая того, чтобы их дети учились в дружеской, теплой обстановке и находящихся целый день под присмотром учителей и воспитателей, оказывали нам спонсорскую помощь. Благодаря им мы смогли просуществовать целых семь лет. Правда, работали мы сами за семерых. Были учредителями и несли полную финансовую ответственность перед учителями и государством, сами себе урезали зарплату до минимума, лишь бы просуществовать. Мама была директором, несла ответственность за жизни детей, за всю учебную деятельность и материальное снабжение, преподавала эстетику и русский язык. Я же отвечала за бухгалтерию, сдавала все отчетности, вела уроки танцев, библиотеку, писала сценарии к праздникам, готовила их оформление, и, как говорится, закрывала своей грудью все прорехи. Занималась ремонтом: штукатурила, белила, клеила обои, красила; работала кладовщиком, закупала продукты; на кухне вставала к плите готовить еду для детей; и в последний год работала даже нянечкой — кормила детей, мыла посуду, пол в классах. Лишь бы только выжить, лишь бы сэкономить лишнюю копейку. Денег для школы постоянно не хватало. Вот что значит работать в своем предприятии. Несешь полную ответственность за каждую мелочь. Я даже рисовать научилась.

Конечно же, была и радость, радость творчества и вдохновения, радость от сияния детских глазенок. И это тоже поддерживало нас все эти годы.

И все-таки банкротства нам не удалось избежать, несмотря на все титанические усилия. Да что говорить про наше крошечное заведение, если в то время закрылась такая махина, как трикотажная фабрика с тремя тысячью рабочих, где я была заведующей библиотекой. Зарплату там не платили три года, отоваривались по карточкам. Инфляция катилась стремительными темпами, на некоторые продукты смотрели, как на музейные ценности. Пенсии не платились, ввели денежные суррогаты — катановки. Дело доходило до того, что не на что было купить хлеба. Зайцами ехали на дачу, собирали ягоду, с трудом сбывали ее за полцены на рынке и покупали себе еду на следующий день. Очень тяжко было видеть жадный ажиотаж в глазах людей, когда громилась фабричная библиотека. Книги и журналы буквально вырывали у меня из рук, а когда-то все эти люди мило мне улыбались.

Школа нам подарила семь лет радостей и печалей, взлетов и падений, напряженной творческой жизни. И теперь все позади, в следующее Первое сентября все дети побегут в школу, а у нас больше не будет праздника и не будет Феи Знаний, цветов, а лишь боль очередной потери.

Мы, конечно, надеялись до самого последнего момента, что можно что-нибудь еще сделать. Был отчаянный рывок с квартирой, хотели ее арендовать под школу, но привели к нам всего лишь одного ученика, и в своем деле пришлось нам поставить окончательную жирную точку.

В том году события разворачивались стремительно, все накручивалось, как снежный ком. Я потеряла работу на фабрике, мы закрыли «Зеленый росток», а доченька с серебряной медалью окончила школу и поступила учиться в университет в другом городе, оторвалась от родного дома. Сын штудировал последний курс в институте. У нас у всех начиналась другая жизнь, с другими проблемами. Самое главное, что выстояли, все перетерпели, пробалансировали, как канатоходцы, и не оказались на самом дне жизни. У человека всегда есть шанс пойти другой дорогой, только не отчаиваться. И верить, и молиться... Сейчас живем скромно: есть небольшой, стабильный заработок, на все необходимое хватает... Спасибо тебе, Господи!

Но все равно скучаем по «Зеленому ростку». Осталась к нашей школе нежность в душе, чистое и светлое чувство. Мы очень любили нашу школу, хоть и крохотную, но школу с большей буквы, ибо отдавали свое сердце детям. И только мучает вопрос к власть держащим: «Почему в нашем небольшом городке закрылись все частные школы? Почему? Ведь детям там было хорошо…»

 

***

Когда наша школа была еще жива, мы ходили просить материальной поддержки к одному очень высокопоставленному лицу. Он спросил:

— Какие предметы преподаются в вашей школе?

И был очень удивлен тем, что главная дисциплина — это эстетика. И, конечно, рисование и музыка. Директор пыталась объяснить ему, почему школа занимается именно этим. Напомнила про Ховратовича, ныне покойного, бывшем одним из ведущих профессоров Хакасского государственного университета, который занимался вопросами эстетического воспитания и благословил появление нашей школы.

С тупым, равнодушным лицом чиновник выслушал горячий монолог и потом изрек:

— Не верю я ни в какую этику, и ни в какую эстетику!

Эта реплика четко обозначила позицию нашей власти, абсолютно не понимающей величайшее значение красоты.

А в свое время Достоевский сказал: «Красота спасет мир». Эти слова знает каждый культурный человек. А воз и ныне там… Этот афоризм на слуху, но он должен работать в реальности. Чтобы миссия спасения, заложенная в красоте, воплотилась в действительность, нужно учить ребенка жить так, чтобы он на уровне подсознания, инстинкта нуждался в красоте. Тогда, став взрослым, он свою работу будет делать красиво. Даже дворник, убирая территорию, сделает это так, что каждый житель будет чувствовать себя в его дворе уютно и испытывать наслаждение.

На дачной остановке встретила преподавательницу музыки, учившего моего сына игре на баяне 5 лет. Она с горечью поведала о том, что в общеобразовательных школах сокращаются часы рисования и музыки. И мы, конечно, вспомнили про Японию, страну высочайшей культуры, Там эстетические уроки считаются главными. И может быть, поэтому японские вещи — самые утонченные и самые качественные в мире… Некачественно, некрасиво японцы работать не могут. Впитанная с детства красота настолько входит в душу, что становится ее истиной сутью.

Некоторые возразят, что и фашисты умели ценить красивое. Но мне кажется, что для них это была чисто внешняя атрибутика, хвастовство и бравада, но никак не внутренней, духовной сутью.

Похоже, что в нашей стране так все и останется на варварском уровне до сих пор, пока истинную культуру не поднимут на должный уровень. Пока чиновники от образования не поймут величайшую ценность эстетики в целом, а через нее эстетику души, труда и всей жизни человека. Мир — божественно прекрасен! И именно человеку дана возможность осознать, почувствовать это, и насладиться красотой. Японцы могут часами любоваться цветущими ветвями сакуры, и при этом ощущать неведомое нам счастье.

 

***

Картины — мое спасение, моя любовь, жизнь моя. Они вошли в сердце еще совсем маленькой девочки, которая с восхищением рассматривала репродукции в стареньком альбомчике. Ощущением таинственности и волшебства веяло от чудесных красок. Шестилетняя девчушка совершенно не разбиралась ни в специальных художественных приемах, ни в технике создания картин. Она только чувствовала каждую линию и каждый мазок, чувствовала душу художника. Божественная связь времен и поколений…

В школе она с благоговением начала собирать свою коллекцию, но не конфетных фантиков, а репродукции картин из журналов и открыток. Экономила на завтраках, выпрашивала у знакомых, а вечерами рассматривала свое сокровище, уносясь в другие миры.

И случилось чудо… Через несколько лет коллекция пригодилась в работе ее матери. Так сложились неисповедимые пути Господни. Маму, учительницу русского языка и литературы, пригласили в профтехучилище преподавать эстетику и этику. Ее ученики получили возможность воочию лицезреть красоту, ощутить ее всепобеждающую силу. Уверена, что никто из них не встал на путь греха. Ибо еще в XIX веке Федор Васильев (талантливейший художник — пейзажист, обидно молодым ушедший из этой жизни), писал: «Если написать картину, состоящую из одного этого голубого воздуха и гор, без единого облачка, и передать это так, как оно в природе, то, я уверен, преступный замысел человека, смотрящего на эту картину, полную благодати и бесконечного торжества и чистоты природы, будет отложен и покажется во всей своей безобразной наготе». Его картины — это восторг перед красотой окружающего мира и щемящего чувства прощания с ней.

…Потом у нас появились слайды — прекрасные видения на белой простыне. Замирала в восторге душа, отправляясь в полет в неведомые доселе миры. Об эстетике, наверно, не стоит говорить слишком много, ее надо видеть и ощущать, сопереживать… И читать стихи, и слушать музыку. Триединое воздействие — и след красоты остается на всю жизнь с человеком.

Судьбы художников такие разные — и благополучные, и трагические, но все яркие, наполненные счастьем созидания прекрасного, горением, полетом фантазии, бессмертные. Душа художника живет в его картинах.

…Потрясающий миг в Третьяковской галерее. Явление божественной живой «Троицы» Андрея Рублева. Я смотрела на нее, щемило в груди: «Здравствуй, дорогая… Вот и свиделись…». Я поняла вкус слова «катарсис», хотелось молиться, плакать и просить прощения за грехи свои.

Мечтаю о том времени, когда в наших школах наравне с литературой будут изучаться и судьбы живописцев, их творения в наглядности, в триедином синтезе искусств: изобразительном, поэтическом и музыкальном. Только так можно воспитывать душу и сердце ребенка.

Школа наша «Зеленый росток» очень старалась приблизиться к японской школе, и, вопреки всем официальным указаниям, показывала и рассказывала первоклассникам о картинах художников, и все дети творили сами, создавали свои шедевры…

 

***

Благодарю тебя, Господи, за то, что помог мне освоить работу на компьютере. Было очень трудно учиться новому, мозг после всех жизненных потрясений, как ржавые шестеренки, но научилась, сама, без всяких курсов. Хоть пришлось закрыть «Зеленый росток», нашла новое применение драгоценной коллекции. Сканирую изображение репродукций в компьютер. Чувствую себя реставратором. На экране монитора картины заиграли обновленными красками, освеженной красотой. Пусть живут долго на радость людям. Пусть не умирает красота…

 

***

Приехала доченька на каникулы. Приехала... Она сейчас стала для меня самой дорогой гостьей, солнышком моим. Смотрю на нее, как она играет на компьютере, и так уютно на сердце, так славно. Но в субботу это виденье исчезнет и возникнет вновь только через полгода. Долго же будет тянуться время ожидания. За расставанием — встреча, за встречей — новое расставание. И новое ожидание...

Вспомнила, как она крохотулечкой в пятилетнем возрасте поразила воображение воспитательницы в детском саду. Она показала детям портрет Натальи Николаевны Пушкиной и спросила, знают ли они, кто изображен на репродукции. Продвинутая воспитательница не думала, что кто-то сможет ответить на этот вопрос. И с изумлением увидела поднятую ручку моей дочурки, услышала от нее правильный ответ. Как о каком-то небывалом чуде она потом рассказала мне об этом случае, а девочка моя стала ее самой любимой воспитанницей на всю жизнь.

Я рада, что у дочери насыщенное студенческое бытие, и согласно ожидать, лишь бы у нее все было хорошо, лишь бы она была счастлива. Я же учусь вновь жить другой жизнью, которая уже не требует от меня полной самоотдачи во имя детей. Учусь жить так, чтобы достойно встретить свой последний день, чтобы осталась обо мне добрая память.

 

***

Вот и сын пришел домой. Вся семья вместе — и это главное. Можно спать спокойно.

 

***

Все ближе и ближе мой переход. Я все больше концентрирую свои душевные силы на предстоящую встречу. Готовлюсь предстать перед Его ликом и нести покаяние. Я чувствую, что встреча состоится, хотя и он, и я будем не совсем теми, которые были в этой жизни, но мы узнаем друг друга, и наши души соприкоснутся.

 

Там, за тайной чертой,
Жду я встречи с тобой.
За чертой.
Верю, встреча случится,
И мой грех мне простится.
Случится.
Наши души сольются,
И к любви прикоснутся.
Сольются.

 

***

«Не писать Рембрандт не мог. Хорошо он писал или плохо — не важно, но только живопись делала его человеком. Искусство тем и дорого, что оно дает художнику возможность выразить себя. Рембрандт сделал то, что считал целью своей жизни, и в этом его оправдание. Даже если бы его искусство ничего не стоило, то и тогда он прожил бы свою жизнь в тысячу раз плодотворнее, чем, если бы подавил свой порыв и стал богатейшим купцом Амстердама». Так написал Виктор Липатов о великом Творце.

 

***

Порою хочется делать то, что просит душа, а не то, что надо. В российской женщине все нацелено на выполнение обязанностей перед семьей, перед обществом. Женщина живет не так, как ей хочется, а так, как надо, как требует моральный закон, вернее, долг на грани полного самоотречения.

 

***

Наступает момент, когда в чашу бытия капает последняя капля, и наступает Великая усталость, тогда наваливаются скопом все мыслимые болезни, и ничего не хочется делать. Но и без дела не можется, не лежится в постели. Превозмогаешь себя, начинаешь снова, по новому кругу, делать свои дела и... усталость уходит. Убеждаешься вновь, что движение есть жизнь. Нужно только переломить усталость, тогда и болячки пропадают, растворяются. Чем больше поддаешься слабости, тем больше устаешь, наступает момент моральной, умственной смерти, а затем и физической. Но сначала человек умирает духовно. Кончаются его жизненные силы, кончается энергия, сердце погружается в апатию и равнодушие.

 

Осенние листья танцуют, кружат,
Осенние листья с тобой говорят,
Не прячут они своих ласковых глаз,
И тайной наполнен их шорох-рассказ.

А осень, как ангел, махнула крылом,
Укутала плечи дождливым плащом,
Прохладною влагой омыла сердца,
Усталость растаяла вся до конца.

А светлая осень в окошко глядит,
Наряд ее желтый вдали шелестит,
Из теплых ладошек струится любовь,
Душа пусть надеется снова и вновь.

 

***

Мысли, как в старой мельнице, прокручиваются со скрежетом и скрипом. Трудно преодолеть собственную заскорузлость. Липкая паутина опутывает душевные порывы. Мысли теряются, тонут в болоте обыденности, затягиваются зеленой тиной, склизкой пленкой. Противные думы: имею ли я право изливать, исторгать из своей глубины суть свою, каждый сверчок знай свой шесток, а именно: кухню, уборку, стирку; не суйся туда, где и без тебя тесно. Боюсь одного: показаться смешной. Для кого-то да, буду смешной. Но, может быть, кому-то в чем-то мои дневниковые записи помогут открыть что-то новое в самом себе.

 

***

Бездонны глубины человеческие, огромные, как океан, раскинувшийся на просторе. Огромный синий океан, а над ним небо с мерцающими мириадами звезд — вот мир человека, внутри которого захватывает дыхание от благоговения соприкосновения с неведомым, но вездесущим. Почему люди не летают? Нет, летают! Они летают внутри себя, им ведомо парение, как будто весь мир под тобой, а ты внимательным оком вглядываешься в каждый огонек ночи и пытаешься разгадать тайну огонька: что за ним? Одинокая душа, страждущая встречи; или лихая, удалая братва-компания; или неведомый мир с городами, плесами и туманами?

 

***

Тайна на своих крыльях несет мысль человека, будит его воображение. Бархатная, пушистая темнота ночи возбуждает томление, ощущение необъятности, иного измерения. Ты плывешь, летишь, паришь, путешествуешь в самого себя по неведомым лабиринтам бытия и небытия одновременно. Чувствуешь, что все, о чем думаешь, все не зря, имеет смысл. Сердце набухает, становится большим, огромным и вмещает в себя радость и страдание, счастье и горе, детство и старость, отчаяние и пофигизм — все одновременно. Калейдоскоп вращается во все стороны. Краски, фигуры, объемы принимают самые причудливые очертания.

 

***

Странники мы все, и все нам странно, непонятно, томление ломит тело, рвется, плещется душа — самое таинственное, что есть в этом мире, в других мирах. Чувствую, что их много: миры, проникающие сквозь человека. Они и над человеком, и под человеком, и в самом человеке. Душа — тайна из всех тайн, хотя находится в самом человеке. Познать бы ее, объять бы ее. Почувствовать до самой глубины, разбудить спящее — может быть в этом наше предназначение и спасение. Быть может...

Мысль бьется, как бабочка вьется возле снопа света, который щедро изливает лампа под потолком. Все живое любит свет, яркие краски. Самое притягательное явление — Радуга. Смотреть бы на нее целую вечность. Пробежаться бы по этой семицветной дорожке.

 

***

Передо мной в книжном шкафу 8-томное собрание книг Мариэтты Шагинян. Восемь книг!!! Кто их читает? Забвение... Я прочитаю несколько строк из ее творения, в меня вольется частичка ее души. И значит забвение — относительно. Рождается надежда, что частичка моей души, в которую влилась частичка Шагинян, сольется с миром, с Вселенной. Она вращается, как веретено, наматывая на себя все лучшее, что исторгает человеческая душа. Пушинки мыслей и чувств сливаются в одну бесконечную нить, из которой тонкими кружевами сплетается УЗОР мироздания, где все гармонично, взаимосвязано. Каждый завиток вселенского узора имеет свое место, и без него теряется логичность и красота. Все во Вселенной имеет свой смысл и предназначение. Вселенная — оркестр, каждая скрипочка которого выводит мелодию, вливающуюся нежной струей в широкий поток музыки всех инструментов. Кто же дирижер? А может быть, его, дирижера и нет совсем? Все происходит само собой, подчиняясь законам сохранения материи, энергии и красоты. «Я — маленький завиток Вселенского узора». «Я – маленькая скрипочка Вселенского оркестра».

 

***

Итак, бред Сивой Кобылы… Откуда пришло такое выражение? Почему именно у Сивой Кобылы бред? Удивительно то, что это выражение звучит, звучит убедительно и ярко. Казалось бы, совершенная бессмыслица. Разве у кобылы, да еще сивой, возможен бред? Если даже и возможен, разве кобыла может рассказать о своем бреде? Наверно, в седой древности перволюди своим шестым чувством понимали состояние животных. В те времена человек тысячами нитей был связан с сутью природы, понимал шелест листьев, душу цветка, порывы ветра.

 

Жизнь прекрасна
Во всем и всегда,
Жизнь прекрасна,
Как запах цветка,
Переливчатой
Речки вода…

1 2 3 4 5 6 7

На страницу автора

К списку "К(K)"

А(A) Б(B) В(V) Г(G) Д(D) Е(E) Ж(J) З(Z) И, Й(I) К(K) Л(L) М(M) Н(N) О(O) П(P) Р(R) С(S) Т(T) У(Y) Ф(F) Х(X) Ц(C) Ч(H) Ш, Щ(W) Э(Q) Ю, Я(U)

На главную

Крупнейшая
коллекция
рефератов

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.