|
На страницу автора
Часть первая. Был отец рядовым
Часть вторая. Молнии человеческих судеб
1«
‹11›
»12
Шишенков Юрий Федорович Был отец рядовым Часть первая — Был отец рядовым 12
«Я очень рад, Федорыч, что ты добрался до архива. Значит, теперь я побольше узнаю о судьбе товарищей моих…
…Я вспоминаю Федора Ильича так, как я вообще вспоминаю всех. Я вот никак не могу вспомнить, жил ли он со мной в одной землянке в Теджене? Кажется, жил, но утверждать это категорически не могу. Ближайшим моим другом был Земсков, об этом я могу говорить во всех подробностях. Шишенков же был моим товарищем, так же, как и все остальные, а я, как тебе, по-моему, известно, вообще был парень компанейский, мне все были товарищами.
Но когда я вышел из строя, я был совершенно никуда не годен, как пьяный. Я не понимал, что со мной творится. А ночь, зима, приказ — вперед! Командир роты Морозкин, лейтенант, дал распоряжение двум бойцам помочь мне идти. Меня подхватили под руки двое и повели, вернее, потащили, один — Земсков. Второй — я потом никак не мог вспомнить, кто же был второй. Я перебирал в памяти всех: это были не казахи Эскеубаев, Жакупов, не молдаванин Зизак, не еврей Кац, не Солдатов, не Иванов, ну и так далее. Я могу вспомнить почти всех: не Польских, не Шилов, не Федоренко и так далее. Да что такое, лицо совершенно запечатлелось в памяти, а фамилию не вспомню. И так бы и не вспомнил (впрочем, не гарантирую), если б не знакомство с тобой. Ах ты, дьявол, черт возьми, да это же был Шишенков! Тащили они меня километров семь. Я понимал всю бессмысленность этого движения — я уже никуда не годный, а будет бой — и они пойдут в бой совершенно измотанными. Я очень просил их: «Ребята, куда вы меня тащите, бросьте меня здесь, в снегу, какой теперь толк от меня?» Земсков тащил меня молча, а Шишенков раза два сказал: «Давай, давай шагай!» Я сам перед собой очень горжусь этим моментом — я был на высоте, я думал не о личном спасении, а думал о товарищах, о том, что будет бой и им будет плохо из-за заботы обо мне.
Вот так, Юрий Федорович, отец твой спас мне жизнь, и это я говорю тебе не для красного словца, а так оно было в действительности…»
Наверно, было…
Мое знакомство с архивом — это еще и проверка некой гармонии алгеброй.
Из рассказа Виктора Ивановича Солдатова, рассказа, дошедшего до меня с военных времен, документы, бесспорно, подтвердили вот что: бой был жестоким, потери были огромны. 19 января нами велась атака. Накануне погиб командир роты лейтенант Морозкин. Солдатов мог быть свидетелем: и он, и отец были в числе тех немногих из первой пульроты, кто к 19 января оставался в строю.
Именно ли отец взял на себя инициативу в атаке? Документы архива свидетельствуют, что после гибели Морозкина в роте оставались живыми те, кто был старше рядового по званию: командир взвода, старшина, сержант. И, однако документы говорят: в тех же обстоятельствах лейтенант Морозкин взял на себя роль рядового пулеметчика. Это ли не довод в пользу того, что и рядовой в атаке мог взяться за командование?
Есть свидетельство Солдатова. И еще есть один факт, который говорит о том же. Сама гибель отца. Что такое рядовому взять на себя командование в атаке? Это подняться первым. Это заиметь преимущественное право на смерть.
Вот что стало ясным сыну через 35 лет.
Дело, конечно, не в моей запоздалой гордости.
Я ведь пишу не просто об отце, я пишу о защитнике Родины. О защитниках Родины. Без справедливости по отношению к ним нельзя жить.
И другое стало мне ясно по ходу моих поисков. Я ошибался, когда, зная конец, сгущал мотив обреченности. Мне казалось, что было отчаяние, упрямство. Из сегодняшнего дня — один ужас.
А было не то. Обреченности не было. Готовность пожертвовать собой была. Но назвать это настроение сознанием обреченности никак нельзя. В обреченности главное — скорбь о себе самом. Тут же главным была боль за Родину, за товарищей, за близких, и в последнюю очередь за себя. Шли, чтобы драться. А умирать или не умирать — это уж как придется.
Страшно было. Но ужаса не было. А было понимание величия происходящего, понимание, что идет битва за жизнь и что они — надежда и единственная защита всего светлого и жизни. Единственная великая надежда, и им обмануть эту надежду никак нельзя.
Они увидели обличье фашизма — от природы скудную, а от нашествия врага задушенную землю, разметанные бомбежкой детские тельца, растерзанные трупы товарищей. И явилось к ним ощущение чужеземца, врага, не просто личного врага, а врага вообще, врага Родины, всей Родины, ее общих интересов.
Не только страх их был свеж, свежи были их гнев и ненависть.
На это же нужна невероятная по меркам мирных дней сила — идти, как они шли, подчиняться дисциплине, вставать в атаку, выкрикивая, а может, и шепча слова: «Вперед!», «Ура!»
Я думаю, что месяц войны был для отца тягчайшим, страшным месяцем, но это был и месяц огромного взлета воли и духа. Он не пал духом, он погиб на духовном взлете!
Иначе я не могу объяснить все факты. Отец не был физически сильным человеком, он не был и духовно непоколебим. Но 19 января 43-го года он поднялся в атаку. Он дошел, довоевал до 19-го, а 19-го поднялся в атаку.
Я думаю, я верю, что отец все-таки убил фашиста. Хоть одного. Пулеметчик, раз встал первым в атаку, значит, дрался отчаянно… Только так! Наверняка убил. Не за так он свою жизнь отдал.
Это не так уж мало — убить даже одного фашиста. Когда б каждый наш солдат убил одного — мы б тотчас выиграли войну.
— Ведь так было, отец?
— Иначе не могло быть. А было вот что.
Бой, ночной бой за дотоле неведомую деревню. И — пик жизни. Высшее напряжение. Высший страх и восторг. Да-да, восторг! Боец, встающий в атаку на пулеметы, испытывает не только страх, но и восторг — он преодолевает гнет плоти. Его земная суть чувствует, что это, вероятно, конец, тело не может не вопить против, ибо ему, телу, грозит это — пули, железо, огонь, смерть. Ему, но не духу. Дух выше! Это моменты высшей власти духа над телом.
Конечно, этих рассуждений не было. Но чувство было! Не могло не быть.
Окопов не было, отрыть их в мерзлой гранитной земле было невозможно. Сидели в овражках, в воронках.
И кто-то неузнаваемый утробным голосом заорал: «Быстро!» В этот же миг до острой боли в ушах близко рвануло несколько мин. Сквозь дым от горящих саманок страшными светящимися роями сыпались трассирующие пули. От осветительных ракет плыли и мчались, скручивались смерчем и вновь расходились красный от огня дым и черные провальные тени. Внезапно видными становились полузасыпанные снегом трупы в причудливых позах, чья-то задранная вверх нога в развязавшейся, болтающейся на ветру обмотке. И, перекрывая порой выстрелы, несся откуда-то нечеловеческий вой.
Какие запахи носились там? Война, смерть, страдания — пахло тяжело. Мороз убивает запахи, и все же…
Пахло порохом — щекочуще, резко. Послевоенным поколениям этот запах незнаком.
Пахло дымом пожарищ. Пахло бензином и нефтью — так пахнет горючее танков. Пахло землей — ее рвали снаряды и мины. Пахло кровью — теплый тошнотворный запах.
А еще пахло потом и махоркой — такие вот вечные солдатские запахи, в мирной городской жизни неведомые, а тогда жившие, несмотря на мороз,— потом и махоркой.
В стороне немцев смешивались воедино оглушительный бой крупнокалиберных пулеметов, лязг металла, надсадное гудение моторов, отдельные выстрелы, резкие неразборчивые крики. С нашей стороны шум был меньше, но тоже ухали орудия, бил пулемет, и чей-то голос натужно орал: «Рассредоточивайся!» Люди, видать, жались друг к другу.
И пришло ощущение: вот оно, то мгновение, ради которого все — отрыв от дома, муки холода, голода и усталости, вот смысл всего — бой с врагом, врага надо убить, я должен его убить, в этом смысл всей-всей моей жизни… Ничто остальное не важно, только это — надо убить врага.
И надо сделать это как можно хитрее, искуснее, надо помочь остальным сделать это.
Эй, кто там прячется, неужели не ясно, врага надо убивать!..
Нет обид, нет тяжести, есть веление: врага надо убивать.
И надо взять это село! Как говорится, «русские мы, или не русские?».
— Вперед! За Родину! За…
Удар. Разрыв и блеск…
Удивление: откуда здесь зимой — молния?
Оглушительная боль.
Ужас от понимания конца и освобождение от ужаса.
Стиснутые зубы. Лица уже нет.
Ощущение и конца, и начала.
Ощущение Победы.
Отрыв и холодный полет…
Отец! Это великая честь — пасть в атаке за освобождение Родины! И ты это прекрасно знал. Думать об этом ты, наверно, не думал. Но то высшее чувство-знание, что в действительности только и руководит людьми,— оно наверняка у тебя было.
Ведь книги зачем собирают, что в них ищут? Свой голос в них ищут. Ты его искал и не успел найти…
А может, успел? В атаке!..
И я вот его ищу и буду искать всю жизнь.
Просто жизнь — это и есть поиски голоса. Только для этого оно и нужно — материальное благополучие. Больше ни для чего.
Я верю в смысл жизни вообще и каждой индивидуальной жизни в частности.
Я прожил этап, когда смысл моей жизни был в написании этой книги.
Это ведь не просто я писал… Это еще и ты писал, ты высказывал, мой погибший отец!..
Из донесения о боевом составе 98 ОСБр по состоянию на:
|
21.12.42 |
18.1.43 |
30.1.43 |
Начсостав всего |
567 |
339 |
286 |
Мл. начсостав |
956 |
404 |
287 |
Рядового состава |
4416 |
1425 |
1061 |
Всего л.с. |
5936 |
2168 |
1634 |
Конского состава |
815 |
393 |
322 |
Автомашин |
90 |
80 |
62 |
Тракторов ЧТЗ |
6 |
2 |
1 |
(Ф. 1915, оп. 1, д. 3, с. 1, 13, 10)
Так добывалось освобождение Нового Маныча Ростовской области. Советской земли. Так добывалась каждая минута нашей сегодняшней свободной жизни.
За тридцать послевоенных лет разные были периоды отношения к памяти о павших. Сразу в послевоенные годы павших вспоминали меньше. Видно, распространилось фронтовое… нет, не равнодушие, но — терпимость к гибели шагавших рядом, привычка. Наверно, когда гибель идущих поблизости — норма, нельзя все время жить, ужасаясь ею. В мирное время не могло родиться смирение святых строчек: «А коль придется в землю лечь — так это ж только раз». Нет-нет, я не порицаю это смирение, его никто не вправе порицать! Но я отмечаю его и думаю, что, хоть и для мирных дней, это в общем справедливо — «в землю лечь, так это ж только раз», но такие строчки могли родиться только на войне. Это то отношение к смерти, которое отличает живых на войне от живых в дни мира.
А может, все дело в том, что в радости победы всегда еще есть и хмель?
Словом, было это в послевоенные аккордеонные годы — под серебристые звуки «хонеров», павших вспоминали меньше. Были годы смирения с отсутствием павших.
Но с отрезвлением боль вернулась. Она вернулась с невиданной силой.
Сергей Смирнов, «никто не забыт, ничто на забыто» — это заново ожгло души живых. Константин Симонов, Булат Окуджава и многие другие нервы памяти о войне с годами стали звучать в огромную силу.
И пошла полоса памятников…
И все-таки нашему поколению, поколению детей, потерявших на войне отцов, уж пока мы живы — не отплакаться по папкам по нашим.
Они уж не увидели это — поднявшееся откуда-то вековое, исконное, патриотическое. Ну, может, еще и услышали старинный марш «Прощание славянки», но не услышали марш «Триумф победителей» и не увидели погоны на плечах воинов. И само это старинное, вернувшееся в обиход «воины-победители» уж не коснулось их.
Воины… Помянем же Федора-воина, Александра-воина, Андрея-воина, Ивана-воина, Бориса-воина, Аркадия, Сергея, Уядурбека, Евгения, Шукарлы, Илью…
Ну что ж, что не христианские имена? Мы не по-христиански, мы — по-вековому.
…Петра-воина, опять Ивана…
1«
‹11›
»12
Часть первая. Был отец рядовым
Часть вторая. Молнии человеческих судеб
На страницу автора
-----)***(-----
Авторы: А(A)
Б(B)
В(V)
Г(G)
Д(D)
Е(E)
Ж(J)
З(Z)
И, Й(I)
К(K)
Л(L)
М(M)
Н(N)
О(O)
П(P)
Р(R)
С(S)
Т(T)
У(Y)
Ф(F)
Х(X)
Ц(C)
Ч(H)
Ш, Щ(W)
Э(Q)
Ю, Я(U)
|
|
|
Поделиться в:
|
|