ЛИИМиздат - библиотека самиздата клуба ЛИИМ

ПОИСК ПО САЙТУ

 

ЛИИМИЗДАТ

Скоро в ЛИИМиздате

Договор издания

Книга отзывов

Контакты

Лит-сайты

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

Арт-салон

Муз-салон

Конференц-зал

ПРИСТРОЙКИ:

Словарь античности

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Астахов Вячеслав Иванович

Исповедь таксиста

Московское такси

1 2 3

 

Жене, Астаховой Надежде Ильиничне,
Берегине моей посвящается!

 

Московское такси, конца семидесятых — начала восьмидесятых годов, прошлого столетия. Кто может знать, всё об этом монстре, созданном для обслуживания такого огромного мегаполиса, как не тот, кто сам, на собственном опыте, не понаслышке изведал все плюсы и минусы этой системы во время ее наивысшего расцвета и могущества.

Сразу оговорюсь, долго для себя решал, а стоит ли вообще браться за написание сего творения и ворошить прошлое? Но потом увлекся, сделав для себя, лишь одно ограничение, не упоминать и не указывать, никаких имен, фамилий и точных адресов.

Я не берусь копать глубоко, а просто постараюсь описать то, что видел сам, те события и встречи, в которых волею случая пришлось участвовать и своё личное отношение к случившемуся, ни в коем случае не навязывая и не считая свою точку зрения исключительно верной и обязательной для других. В голословные байки ни сам не верю, ни пересказывать их не собираюсь. Совсем другое дело, когда информация поступает из разных источников, и тогда путем, несложного анализа, можно сделать определенные выводы и то очень осторожные, нисколько не претендующие на истину в последней инстанции.

За почти пятидесятилетие со дня создания городского такси, начавшись всего с нескольких автомашин. Оно к концу семидесятых годов разрослось в, поистине гигантских размеров организацию, состоящую из двадцати таксомоторных парков, и выпускающих на линию в город ежедневно, более пятнадцати тысяч автомашин. Трудно отыскать более доходное и рентабельное предприятие, получающее ежедневную прибыль в десятки тысяч рублей, наличными деньгами.

Сама система создана так, что более чем тридцати тысячная армия шоферов, поставленная в бесправное положение, кормит и надо сказать весьма сытно, раздутую до размеров министерства, контору и обслугу, которые еще и при каждом удобном случае стараются показать свою значимость. Для чего ими изо дня в день, выпускается множество всевозможных приказов, должностных инструкций и наставлений, направленных на еще большее закабаление, самой производительной части системы такси, водителей.

Всё это делается под видом улучшения качества обслуживания населения и борьбы с коррупцией, за чистоту рядов. При этом, все кто занимается этим творчеством, остаются совершенно уверенны, что чужой кусок масла на свой кусок хлеба они все равно получат. Этакая цинично-алчная голова, на здоровом, работящем и по-своему талантливом теле.

Единственная организация, которая существует и до сих пор и по своей структуре сопоставима с системой такси, того времени. Так это как не покажется странным на первый взгляд ГАИ, в нынешней аббревиатуре ГИБДД. Тот же план и та же дележка от намытого за смену. Те же честнейшие глаза и лица руководителей, доказывающих всем и каждому, что все негативное это от тех, кто в непогоду и зной, обирает честных граждан. И ни слова о себе, поставивших своих подчинённых в такие условия.

Поэтому, видно чувствуя родственную душу, гаишники в то время достаточно лояльно относились к таксистам. И довольно часто закрывали глаза на некоторые мелкие нарушения. Я не спорю, люди по своей сущности все разные и в разных ситуациях ведут себя по всякому, но судить обо всех по поведению одного хама, неправильно. Будь то таксист или гаишник, буду называть их по старому, мне так привычней.

Когда я слышу из уст, какого-то очень уж принципиального правдолюбца-водителя, что вот мол, инспектор, ни за что, ни про что остановил его и ободрал. Я просто скептически улыбаюсь. Меня самого за все время, что я вожу автомобиль, а это уже более сорока лет, ни разу ни один гаишник, просто так не остановил и не ободрал. А за конкретное нарушение и раньше, и сейчас готов расплачиваться! Жалко денег, тогда разъезжай по правилам, а если нарушаешь, не попадайся. И уж если попался, плати! И мне, честно говоря, совершенно наплевать, куда потом пойдут мои деньги, в карман инспектору или государству, они уже не мои. А если государство не может наладить удобную для всех систему взимания штрафов, со своих граждан, так это уже его проблемы.

Я не помню случая, чтобы кто-то из числа командующих, направляющих и надзирающих уволился из таксопарка по собственному желанию. Тогда как текучесть кадров среди шоферов была очень высокой. Мослегавтотранс, куда входило и городское такси, принимал на работу шоферов только со стажем не менее трех лет, не имея своего учебного комбината, даже при подготовке кадров, паразитируя на других организациях.

Приходили водители уже отработавшие на персоналке, на скорой и еще мало ли на каких автомашинах. Уверенные в себе, в своих силах и нервах, считающие, что вряд ли, чем их можно удивить в этой новой работе. Приходили, наслушавшись о якобы легких доходах, но отработав буквально несколько месяцев, а то и смен и увидев, что доходы имеются, но не такие уж они и легкие. Исчезали, и потом если приходилось их встречать в городе, удивлялись, что ты еще работаешь на этой каторге.

Немало было и таких, кто искренне считал, что попал в среду жуликов и аферистов и для того что бы здесь работать, необходимо быть на уровне. И, конечно же, очень скоро попадались, на каких либо сомнительных делишках и их выгоняли. Хорошо если только за ворота с соответствующей статьей в трудовой книжке, а то и по уголовной ответственности. Неудивительно, потому что соблазнов срубить денег по лёгкому было действительно много и человеку без стойких моральных принципов приходилось очень не просто сдерживаться, чтобы не перешагнуть за грань допустимого.

Сложилась своего рода, двуликая организация, с добропорядочной вывеской для всех посторонних, но со своими традициями и законами по большей части негласными, для внутреннего пользования. Соблюдать эти законы, было гораздо предпочтительней, нежели официальные. Это своего рода институт, который воспитал не один десяток тысяч людей, с совершенно другими мозгами, с абсолютно иным мышлением. С необыкновенно фантастической адаптацией к постоянно изменяющейся агрессивной среде, поставленный перед необходимостью постоянно лавировать между администрацией, клиентами и теми законами, работать и соблюдать которые, значит постоянно балансировать на лезвии ножа. Таксист это не профессия, это социальный статус, можно даже сказать, явление. Со своими специфическими отношениями, в которых начинаешь понемногу разбираться только где то после полугода работы в этой системе.

Не знаю, может быть в силу своего характера делать все, за что взялся хорошо, но попадая в совершенно новые для себя условия, всегда начинаю в них досконально разбираться и изучать, чтобы как можно скорее приладиться. Даже те инструкции, что мне подсунули при оформлении на работу, изучил от корки до корки, чем вызвал к своей персоне неподдельный интерес, со стороны администрации, потому что не подписал их автоматически, как это делало большинство.

Так вот, то, что ты должен делать официально, тебя сразу же при поступлении на работу, просветят в администрации. Здесь тебе масса всяческих, инструкций, памяток и наставлений. В которых, даже еще не работая ни дня, начинаешь находить нестыковки с реальными жизненными процессами.

Вот одна из них: не возить пассажиров в состоянии алкогольного опьянения. Как их не возить, если процентов шестьдесят, это именно они, благодетели. Ведь только в подогретом состоянии советский человек начинал ощущать себя личностью и даже немного уважать. И тогда у него появлялась, навязчивая идея сделать счастливыми всех сразу и каждого в отдельности. А с тех пор, как люди придумали деньги, это стало не так трудно сделать.

Только проработав, какое-то время начинаешь понимать, а ведь это всего-навсего ловушка, на которую как на крючок всегда легко поймать строптивого. А уже в зависимости от ситуации или заткнуть рот, или совсем избавиться от него. И на такие, мягко говоря, нестыковки натыкаешься постоянно, ещё не проработав ни минуты на линии, начинаешь думать, как всё это увязать на практике, чтобы ни влипнуть во что-то нехорошее в первую же смену.

Все равно за то, что ты изучил эти правила и наставления, а главное прочувствовал их, обязан расписаться. И этим своим действом сразу же снял со всех ответственность, взвалив ее только на себя. С этим здесь строго, тем более что незнание ни в коем разе не освобождает от ответственности и как следствие, от наказания.

А вот, что касается неписаных отношений, от которых зависит твое место в коллективе, здесь ты пройдешь полный начальный ликбез в курилке, от водителей и начальников низшего звена, механика или бригадира. И смысл подобного инструктажа сводится только к одному, доходами необходимо делиться!

Потому что любое твое обращение, к кому бы то ни было, пусть даже это лицо и выполняет свои непосредственные обязанности, за что и получает заработную плату, непременно должно сопровождаться, энной суммой в рублях. Согласно установленного прейскуранта, который до тебя тоже доведут, кому и сколько, а если ты при этом проявишь щедрость и отслюнишь больше, от чего ни кто не откажется, то тебя будут уважать еще больше!

И не надо стесняться давать и стыдливо прятать в кулак от окружающих то, что даешь. Это нормальный производственный процесс, ставший с годами, настолько привычным для всех работающих в таксопарке, что больше удивляются обратному, то есть тому, что не дал.

Правда, оговорюсь, заработанная плата в таксопарках была очень даже небольшая, что, на мой взгляд, было сделано специально и государственными структурами изначально закладывалось доведение ее до нормальных размеров через внутрикорпоративные поборы. Поборы водителями пассажиров, самих шоферов обслугой и руководителями среднего звена и так по цепочке до самых верхов.

Но наш человек так уж устроен, что дорвавшись до сладкого, а это для каждого своё, но самым предпочтительным и универсальным как правило, являются деньги. Уже не может ограничить себя, разумным пределом и разрабатывает жилу, пока у него из ушей не полезет. Поэтому никого не интересует, какие у тебя доходы и есть ли они вообще. А то, что ты только устроился на работу и еще ни чего не заработал, ответственности с тебя никак не снимает. А даже наоборот, усугубляет твою вину и характеризует как человека легкомысленного и несерьезного. А как же иначе, товарищ не подготовился! И еще долго к тебе будут настороженно присматриваться, пока не убедятся, что ты исправился и осознал то, как был неправ.

Правильное понимание тобою своего предназначения в этом скопище паразитов, это и благосклонное отношение к тебе со стороны руководства, закрывающего глаза на твои мелкие шалости, пусть даже еще не совершенные, но уже как бы авансом проплаченные.

Но то, что ты отдал деньги, совсем не значит, что к тебе будут относиться любезнее и предупредительнее, это как бы само собой разумеющееся. Вот если ты даёшь большие деньги, это уже как бы пропуск без очереди в ремзону, диспетчерскую и на склад.

С годами отъем денег отработан до совершенства. Ты даже иногда ни то что не знаешь, но и не видишь, кому даешь и за что. Взять, к примеру, сдачу водителем дневной выручки. Процесс этого действа по своему уникален и единственный в своём роде, по крайней мере, лично я подобного нигде кроме таксомоторных парков не встречал.

Все мы знаем старую, прописную истину, что деньги счёт любят! И всегда имеются две стороны, отдающая их и получающая, при этом каждая из сторон обязательно на глазах другой пересчитывает и удостоверяется в правильности полученной суммы, о чём и расписываются в специальном документе.

В таксомоторных же парках всё это делается совсем даже по-иному и заключается в следующем: по окончании работы, при сдаче путевого листа, диспетчер выдает тебе пронумерованный, брезентовый мешок. Ты заполняешь квитанцию, в которой указываешь фамилию, номер автомобиля, цепочку на выезде и въезде, и сумму сдаваемых денег. После чего и деньги и квитанцию заворачиваешь в мешок, аккуратно завязав тесемками, бросаешь в окошко, под названием «касса» и не приведи тебя господь, при этом не положить в мешок лишних денег. Если только ты этого не сделал, то в следующую смену, придя на работу, тебя ждет у диспетчера другая квитанция о неполной сдаче выручки и сумма долга. Как правило, в разы превышающая ту сумму, которая предписана прейскурантом, то есть той, что ты должен всегда отдавать добровольно.

Иногда случается, что и сумма выручки сдана сполна и всё что положено сверху вложено, а должок на тебя всё равно вешают, но даже и не пытайся, кому то доказать свою правоту, что ты подсчитал и сдал выручку сполна, а того человека который пересчитывал за тобой деньги и в глаза не видел. Этим тебе ненавязчиво дают понять, будь паинькой и веди себя хорошо. В противном же случае сам видишь, что бывает со строптивыми, которым это всегда обходиться дороже. А мы своё с тебя, по любому получим!

Нет, ты можешь не давать ни кому, ни копейки. Ни один человек тебе, ни словом, ни взглядом, не намекнёт, что о тебе думает. Но то, что ты этот негатив практически сразу ощутишь, и что самое важное, повсеместно от всех и каждого, можно не сомневаться.

Как-то так получается, что здесь как в деревне, всё и все обо всех знают. А быть, белой вороной, в столь спаянном коллективе, ой как сложно.

Были принципиальные люди, которые не платили никому. Но, во-первых, таких было единицы, а во-вторых, они долго не выдерживали этот прессинг идущий не только сверху, но и снизу от своих же коллег и увольнялись. Хотя при личном общении с ними, многие водители в той или иной форме выражали им свою солидарность. Конечно, никак это не афишируя публично.

Уж если ты принял эти правила игры, то катишься в этой глубокой колее, как та собака в колесе: пищишь, но бежишь! В общем, дело не в деньгах, а в их количестве! И никого не интересует, праведным ли путем они оказались в твоем кармане и потом энное их количество перекочевало к ним.

Но опять же, не дай бог тебе попасться в нечестном их добывании. Вот тут уж вся эта свора вмиг забудет, что ты на протяжении всего времени, был их кормильцем и поильцем. И будет клеймить позором, и требовать убрать из своего благородного и непорочного коллектива, этого неудачника.

Культ денег присутствует и царит во всем. Каждый день, придя на работу, еще не дойдя до машины, начинается раздача. Ты еще ничего не заработал, но тому с кем в меру необходимости соприкоснулся, отслюни. Кому и сколько — согласно табели о рангах. И это притом, ежели и с тобой, и с машиной все в порядке. Если же нет, то отстежка возрастает в разы. И так вплоть до самых ворот таксопарка, где при выезде, «вратарь», тоже за отдельную плату пробьет тебе на часах в путевку время выезда. При заезде в таксопарк, все повторяется в обратном порядке.

Администрация таксопарка, как правило, с директором во главе, состоит в подавляющем большинстве своём, из бывших шоферов, в лучшем случае окончившими какой ни будь заушный (заочный) ВУЗ. Из так называемых деятелей, а проще говоря, шестерок. Которые выдвинулись в прямом смысле этого слова по головам, из партийно-профсоюзной шушеры. Бойко клеймя позором на собраниях неугодных и прославляя достойных по их понятиям, а чаще всего по указке сверху. Они все имеют свою долю с этих поборов и естественно всячески поощряют этот выгодный для них порядок. Хотя на словах они самые ярые борцы, с коррупцией и за гражданские права.

За деньги можно практически все. Заплати и можешь не выезжать на линию, можно отмахаться практически от любого нарушения, выписать со склада любую самую дефицитную деталь и даже вне всякой очереди, получить новый автомобиль. Только плати. А деньги где-то нужно брать, я имею в виду водителей, потому что платят только они, остальные же делятся. Поэтому в людях администрацией всячески поощряется низменное начало. И делается это иногда, не только через своих прихлебателей, но и на достаточно высоком уровне.

Мне в самом начале моей карьеры таксиста, пришлось наблюдать такой случай: как-то раз придя на работу, еще в курилке я услышал, что в прошлую смену один из водителей сдал в диспетчерскую и оформил как забытую вещь, портфель. В нём оказалось пятнадцать тысяч рублей, деньги по тем временам ну просто огромные.

Приняв сию информацию к сведению, я не стал участвовать в дискуссии, правильно поступил водитель или нет, для меня этот вопрос не существовал — не тронь чужого! Пошел в диспетчерскую оформлять выезд, и здесь стал свидетелем сцены поразившей меня своим цинизмом. Когда я уже практически подошел к окошку диспетчера, открылась дверь кабинета заместителя директора по эксплуатации, и вышел он сам. Хозяйски прошествовав на середину зала, в котором на тот момент находилось десятка два — три водителей, было время своеобразного часа пик. Он обратился к одному из них, видно ему близко знакомому с вопросом:

— Слушай, покажи мне того придурка, что вчера деньги сдал?

Спросил так громко, что слышали все. Произошла немая сцена из серии «приплыли». И уже через секунду из группы водителей выскочил молодой мужчина, и весь красный выбежал за дверь.

Конечно же, все сразу догадались кто это был. Несмотря на то, что был буквально ошарашен этой сценой, я каким-то шестым чувством понял — отмашка дана! Водитель был из другой колонны и я лично с ним знаком не был, но тогда специально отследил последствия. Ему была объявлена благодарность в приказе по управлению Мослегавтотранса и выдана денежная премия аж в целых пять рублей. Но сам он очень скоро уволился — затравили. Затравили такие же как он шоферы по указанию сверху. Система отторгла, я потом еще много работал в разных коллективах, но подобного циничного двуличия редко где встречал. И это всего лишь один эпизод из многих, что мне довелось наблюдать, за время работы в таксопарке.

1 2 3

На страницу автора

К списку "А(A)"

А(A) Б(B) В(V) Г(G) Д(D) Е(E) Ж(J) З(Z) И, Й(I) К(K) Л(L) М(M) Н(N) О(O) П(P) Р(R) С(S) Т(T) У(Y) Ф(F) Х(X) Ц(C) Ч(H) Ш, Щ(W) Э(Q) Ю, Я(U)

На главную

Крупнейшая
коллекция
рефератов

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.