ЛИИМиздат - библиотека самиздата клуба ЛИИМ

ПОИСК ПО САЙТУ

 

ЛИИМИЗДАТ

Скоро в ЛИИМиздате

Договор издания

Книга отзывов

Контакты

Лит-сайты

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

Арт-салон

Муз-салон

Конференц-зал

ПРИСТРОЙКИ:

Словарь античности

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Булычёва Вера Андреевна

Восхождение

Глава четвертая

Открытый урок

И вот он наступил, главный экзамен. С утра она тщательно приоделась и причесалась, а когда стала придирчиво рассматривать себя в зеркале, то увидела под черными густыми бровями большие задумчивые глаза и полные щеки, которые Вера очень не любила, но в этот день ей понравилась серьезность и внимательность во взгляде. «Да, все должно быть хорошо, ведь подготовились мы с ребятишками на совесть»,— подумала она. Придя в школу пораньше, зашла в класс, чтобы проверить подготовку к уроку и подбодрить детей. А вскоре стали подходить учителя других классов, и всех надо было рассадить удобно, как доброй хозяйке. Едва успели все уладить — пришло более десяти учителей — как прозвенел звонок, и все дети вытянулись струночками около своих парт.

— Здравствуйте! — бодро сказала Вера, и тут же дружный хор детских голосов ей звонко ответил на приветствие.

— Садитесь,— как можно спокойнее и приветливее старалась говорить она,— приготовьтесь к проверке домашнего задания.

— Володин Саша, читай упражнение, а вы следите за ним,— сказала и пошла в обход по классу, проверяя каждого ученика и потихоньку одобряя тех, кто особенно отличился: «Молодец! Хорошо! Отлично! Вот всегда так пиши!»

— Молодцы! — сказала она, обойдя весь класс,— все выполнили, а насколько правильно, я оценю после проверки тетрадей. И ты, Саша, тоже молодец! Заметил кто-нибудь у него ошибки? Да, у него все было правильно. А теперь пишем число, Алеша идет к доске, пишем предложение для разбора: «Длинный караван верблюдов медленно движется по пыльной дороге». Все ли у нас правильно? Молодец, Алеша. Ошибок нет. А теперь объясни, почему слова «длинный» и «медленно» ты написал с двумя «н».

— В слове «длинный» корень кончается на букву «н» и добавляется суффикс «н», а в слове «медленно» суффикс — енн-, который пишется всегда с двумя «н».

— Хорошо, а теперь сделаем разбор по членам предложения, все разбирают самостоятельно и контролируют Алешу.

Алеша начал бойко разбирать, задумался над словом «медленно», но потом справился. Когда он закончил, Вера спросила у класса:

— Все ли у него правильно? Маша?

— Разбор правильный,— ответила Маша.

— Хорошо, Алеша, садись. Продолжит разбор по частям речи Маша Прибылова.

Маша быстро вышла к доске и четко справилась с заданием.

— Дети, проверьте, все ли правильно сделала Маша? Хорошо. А теперь пишем под диктовку предложение и делаем самостоятельно разбор: «Палит нещадное солнце и изнуряет как людей, так и животных».

Затем проверили правильность разбора и двинулись вперед.

— Теперь пишем словарную диктовку с подбором проверочных слов на безударную гласную. Вспомним правило, кто скажет?

Это был ее коронный номер, и когда почти весь класс дружно поднял руки, у Веры радостно забилось сердце. Вот как хорошо знают правила ее ученики!

— Отвечает Илюша Ветров.

Счастливый Илюша, улыбаясь, четко рассказал правило о проверке безударных гласных, и Вера начала диктовать: «Большая река, широкие поля, далекие горные вершины, зеленые долины, тенистые пруды».

— После каждого слова вы должны записать проверочное, а если не можете придумать оставьте пробел, про проверке допишите, поставьте ударения во всех словах.

После проверки этого упражнения Вера объявила:

— В заключение урока я даю творческое задание: составить сколько сможете предложений из словосочетаний, которые мы записали в словарной диктовке, и сделать в них разбор и по членам предложения, и по частям речи.

Все дети склонились к своим тетрадям, а Вера снова пошла по классу, внимательно всматриваясь в тетради и делая замечания тем, у кого видела ошибки. И вот концовка урока:

— Наше время истекает. Кто скажет, над какой темой мы сегодня работали?

И снова дружный взлет рук.

— Отвечает Надюша.

— Мы занимались разбором предложений и проверяли безударные гласные,— звонко отчеканила Надя.

— Спасибо. А кому было трудно? Нет таких? Молодцы! Оценки за уроки я поставлю после проверки тетрадей: Маше, Наде, Саше, Алеше и Илюше Ветрову. Запишите домашнее задание.

Прозвенел звонок, и Вера, отпустив детей, с гулко бьющимся сердцем подошла к Анне Ивановне.

— Когда разбор урока будет?

— Будет, будет, не волнуйся,— ответила, улыбаясь, Анна Ивановна,— Молодчина! Для начала отлично! Товарищи учителя, давайте по горячим следам сделаем анализ урока. Ведь сейчас большая перемена.

Она подошла к учительскому столу и обратилась ко всем присутствующим.

— Для начала предоставим слово виновнице торжества. Вера Андреевна, прошу!

Вера поднялась и, не выходя к столу, начала:

— Можно я с места? Тема была: разбор предложений, так и по плану, а что получилось, вы все видели. Мы все очень старались, и дети, и я,— почему-то робко добавила она.

— Видели, видели, и не только видели, но и слышали. Конечно, для начинающего учителя лучшего ожидать нечего,— сказала Анна Ивановна.— Кто хочет высказаться?

— Я хочу! — подала голос Леночка.— Урок построен методически грамотно, в нем сочеталась как фронтальная, так и индивидуальная работа, а главное — развитие творчества детей, что считается очень важным. Все дети работали дружно, и навык разбора предложений у них отработан хорошо. Спасибо, Вера Андреевна, приятно было посидеть у вас на уроке.

— Молодец, просто замечательно! — раздались голоса других учителей, а у Веры прилила кровь к щекам: она не ожидала столь дружной похвалы коллег.

— Да, если так дело дальше пойдет, то годам к сорока заслуженной учительницей будет,— предсказала ей судьбу Анна Ивановна.

— Спасибо вам всем большое. Не ожидала я такой оценки, все боялась и боялась!

— Ну вот, а теперь иди вперед и ничего не бойся! — крепко пожав ей руку сказал Дмитрий Семенович.— Молодчина! Я знал, что не подведешь! Она у нас с первого класса отличницей шла, всегда впереди других! — гордо закончил он.

Домой Вера как на крыльях летела, ей не терпелось порадовать родителей, особенно отца, который много внимания уделял воспитанию детей, направляя их на упорную учебу. «Грызи гранит науки»,— это был его любимый девиз. И только Вера перешагнула порог дома, как отец встретил ее вопросом:

— Ну как, дочка? Отстрелялась? Как прошел урок?

— Хорошо, папа, все хорошо! А Анна Ивановна даже предсказала, что я заслуженной учительницей стану. Вот как!

— Дай Бог, чтобы ее предсказание сбылось! Теперь ты уже смелее будешь в класс входить,— довольно улыбнулся отец.

На страницу автора

К списку "Б(B)"

А(A) Б(B) В(V) Г(G) Д(D) Е(E) Ж(J) З(Z) И, Й(I) К(K) Л(L) М(M) Н(N) О(O) П(P) Р(R) С(S) Т(T) У(Y) Ф(F) Х(X) Ц(C) Ч(H) Ш, Щ(W) Э(Q) Ю, Я(U)

На главную

Крупнейшая
коллекция
рефератов

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.